+7(3452) 61-97-90
г.Тюмень:
+7(3467) 900-007
г.Ханты-Мансийск:
+7(495) 258-07-91
г.Москва:
.
recall

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Г.А. КОРНИЙЧУК

Корнийчук Галина Александровна
Юрисконсульт компании "Юридическая консультация". Специалист по финансовому, налоговому праву.
Родилась 14 марта 1956 г. в г. Саратове. Окончила в 1981 г. Саратовский юридический институт по специальности "Правоведение", в 1995 г. - Санкт-Петербургский финансовый техникум по специальности "Финансы", квалификация - экономист по налогам.
Работала в налоговых службах и кадровых отделах на промышленных предприятиях, осуществляла юридическое сопровождение торговых предприятий.

В современных условиях многие нестроительные организации самостоятельно занимаются реконструкцией или расширением своих цехов, складских или офисных помещений, а также осуществляют новое строительство небольших объектов для собственных нужд, т.е. выполняют строительно-монтажные работы хозяйственным способом. Законодательство, регулирующее вопросы строительства хозспособом, недостаточно систематизировано. Вместе с тем несоблюдение основополагающих требований к организации строительства может повлечь за собой серьезные последствия: от сноса самовольной постройки до штрафа за неполную уплату налогов (из-за некачественного оформления первичных документов).

Порядок оформления документации при организации строительных работ зависит от способа их производства - подрядного или хозяйственного. При подрядном способе строительства организация привлекает специализированную строительную организацию со стороны. Возможен смешанный способ строительства, когда часть работ организация выполняет сама, а для некоторых видов работ привлекается специализированная подрядная организация.
В отличие от подрядного способа, при хозяйственном способе нестроительная организация выполняет строительные работы для собственных нужд собственными силами без привлечения специализированных подрядных строительно-монтажных организаций. При осуществлении строительства хозспособом заказчиком и производителем строительных работ является одно и то же юридическое лицо, а при подрядном способе производства заказчик (инвестор) и подрядчик - разные лица.
Порядок бухгалтерского и налогового учета затрат по строительно-монтажным работам (СМР) во многом зависит от способа их производства: хозяйственного, подрядного или комбинированного. В связи с этим необходимо знать, чем отличается хозяйственный способ от других способов (см. таблицу).

Отличительные особенности хозяйственного
и подрядного способов строительства

--------------------------------T-----------------------------------¬
¦     Хозяйственный способ      ¦         Подрядный способ          ¦
+-------------------------------+-----------------------------------+
¦1. СМР осуществляются          ¦1. СМР производятся                ¦
¦организацией самостоятельно    ¦специализированной подрядной       ¦
¦без привлечения подрядчика.    ¦организацией, а функции заказчика  ¦
¦Функции заказчика и функции    ¦осуществляются либо                ¦
¦подрядчика выполняются самим   ¦непосредственно инвестором, либо   ¦
¦инвестором                     ¦также специализированной           ¦
¦                               ¦организацией                       ¦
+-------------------------------+-----------------------------------+
¦2. Отсутствие договорных       ¦ 2. Заключается договор            ¦
¦отношений между организацией   ¦строительного подряда на           ¦
¦и ее структурным               ¦реализацию инвестиционного         ¦
¦подразделением,                ¦проекта                            ¦
¦осуществляющим СМР             ¦                                   ¦
+-------------------------------+-----------------------------------+
¦3. Основой регулирования       ¦3. Взаимоотношения сторон          ¦
¦взаимоотношений является       ¦регулируются гл. 37 "Подряд" ГК    ¦
¦внутрихозяйственный заказ      ¦РФ и другими законодательными и    ¦
¦                               ¦нормативными актами по этому       ¦
¦                               ¦вопросу                            ¦
+-------------------------------+-----------------------------------+
¦4. СМР осуществляются для      ¦4. СМР являются предметом          ¦
¦собственных нужд               ¦деятельности подрядной             ¦
¦                               ¦организации и осуществляются в     ¦
¦                               ¦первую очередь для других          ¦
¦                               ¦организаций, а также для           ¦
¦                               ¦собственного потребления           ¦
L-------------------------------+------------------------------------

Перечень работ, относящихся к строительно-монтажным, определен в Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 3 октября 1996 г. N 123.
К строительным работам, в частности, относятся:
работы по возведению, расширению и реконструкции постоянных и временных (титульных) зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций, работы по устройству и разработке подкрановых путей для башенных и других кранов;
работы по сооружению внешних и внутренних сетей водоснабжения, канализации, теплофикации, газификации и энергоснабжения, возведение установок (сооружений) по охране окружающей среды от загрязнений;
работы по установке санитарно-технического оборудования (включая стоимость этого оборудования);
работы по освоению участков, по подготовке и планировке территорий строительства, включая намыв территории и связанные с этим снос строений, вырубку леса, корчевание пней, осушение, вертикальную планировку и т.д.;
затраты, связанные с управлением и производством строительных работ и включаемые в их стоимость;
затраты, связанные с командированием работников для выполнения строительных, монтажных и специальных работ;
затраты на ремонтно-строительные работы, проводимые в соответствии с проектно-сметной документацией (с рабочими чертежами и сметами на отдельные объекты и виды работ).
Другие виды строительных работ и затрат предусмотрены в Строительных нормах и правилах.
К строительным работам относятся также работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства. При этом следует обратить внимание на то, что не относятся к работам, выполненным хозяйственным способом, отдельные объемы работ, выполненные подрядными организациями, при осуществлении стройки в целом хозяйственным способом.
Перед началом строительства организации нужно провести целый ряд подготовительных мероприятий. Так, для строительства хозяйственным способом необходимо создать собственную производственную базу, приобрести или взять в аренду строительные машины и механизмы, инструмент и инвентарь, обеспечивать стройку строительными материалами, конструкциями и деталями, проектно-сметной документацией, рабочими и инженерно-техническими кадрами.
В структуре нестроительной организации необходимо создать специальное подразделение, которое будет непосредственно заниматься строительством. Это подразделение должно иметь лицензию на право производства строительно-монтажных работ.

Лицензирование производства строительных работ

В связи с тем что нестроительная организация осуществляет при хозяйственном способе инвестиционную деятельность в виде выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ и одновременно выполняет функции заказчика, возникает необходимость в оформлении соответствующих лицензий - специальных разрешений на осуществление конкретных видов строительной деятельности, выданных лицензирующим органом.
С 10 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Статьей 17 данного Закона предусмотрен перечень видов строительной деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Необходимо иметь в виду, что лицензия нужна как для осуществления функций заказчика-застройщика, так и для непосредственного выполнения строительно-монтажных работ, поскольку Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174) к числу лицензируемой деятельности отнесено не только непосредственное выполнение работ по строительству и ремонту зданий и сооружений, но и выполнение функций заказчика-застройщика. Несмотря на спорность этой нормы (в Законе о лицензировании такой вид деятельности вообще не предусмотрен), при судебном рассмотрении иска о признании незаконным указанного Положения Верховный Суд РФ решением от 2 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1073 отказал в признании недействующим данного Положения в части включения в состав лицензируемого вида деятельности выполнение функций заказчика-застройщика. Вышестоящая судебная инстанция в Определении от 25 декабря 2003 г. N КАС 03-603 оставила данное решение без изменения.

Разрешение на строительство

Согласно действующему законодательству строительство и реконструкция в Российской Федерации осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости совершить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения или сооружения.
В соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство объектов недвижимости выдается органами местного самоуправления на основании документации, подготовленной органами архитектуры и градостроительства. В ряде субъектов РФ местными органами власти утверждены положения, регулирующие порядок выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости.
Как правило, такие разрешения выдаются в месячный срок со дня письменного обращения и при наличии следующих документов:
заявления заинтересованного физического или юридического лица;
документов, удостоверяющих право лица на земельный участок;
предполагаемых сроков начала строительства;
утвержденной проектной документации.
Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.
Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:
несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;
несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.
Решение органа местного самоуправления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд.
Такое разрешение выдается на срок не более чем три года. Вместе с тем оно может быть продлено на основании заявления заказчика. Порядок и срок продления действия разрешения на строительство также устанавливаются органами местного самоуправления.
Разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ (ст. 62 Градостроительного кодекса РФ).
При переходе прав собственности на объекты недвижимости действие разрешения на строительство сохраняется, но подлежит повторной регистрации на нового собственника.
Контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости возлагается на соответствующие органы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.

Самовольное строительство

В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ строительство объектов недвижимости: без специального на то разрешения; на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; с грубым нарушением градостроительных и строительных норм и правил - является "самовольной постройкой".
Таким образом, при наличии любого из трех вышеперечисленных признаков строение, сооружение или иная недвижимость будут признаны возведенными самовольно, что влечет за собой ряд неблагоприятных последствий.
Согласно ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Вопросами сноса самовольных построек занимаются местная администрация и суд. Постройка в любом случае будет подлежать сносу, если она нарушает права и законные интересы других лиц либо создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
ГК РФ указывает два случая, когда возможно принятие судом решения о признании права собственности на самовольную постройку (ст. 222):
за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что этот участок будет в установленном порядке предоставлен ему под возведенную постройку;
за лицом, в собственности (пожизненном наследуемом владении или пользовании) которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 9.5) установлено, что строительство объектов недвижимости без разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
Штрафы налагаются должностными лицами органов государственного архитектурно-строительного надзора.

Проектно-сметная документация

Согласно ст. 743 ГК РФ объем и содержание работ определяются технической документацией и сметой. До недавнего времени основным нормативным документом, подробно регламентирующим вопросы, связанные с технической документацией для строительных работ, была Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденная Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-64 (СНиП 11-01-95). Однако в начале 2003 г. Госстрой попытался зарегистрировать эту Инструкцию в Минюсте и получил отказ, в связи с чем она была отменена (см. Постановление Госстроя России от 17 февраля 2003 г. N 18). Новая Инструкция на ту же тему (с учетом замечаний Минюста) до настоящего времени не принята.
Проектно-сметная документация при строительстве хозспособом оформляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому при строительстве подрядным способом. Ее подготовка должна быть возложена на специализированную проектную организацию. Разработка такой документации нестроительной организацией, осуществляющей строительство, возможна только в том случае, если в штате у нее есть необходимое количество специалистов - инженеров, проектировщиков, сметчиков и т.п., а также имеется лицензия на проектирование зданий и сооружений.
Сметная документация составляется в установленном порядке независимо от метода осуществления строительства - подрядным или хозяйственным способом. Цена строительных работ определяется на основании сметы (ст. 743 ГК РФ). Смета представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ. Унифицированной формы сметы нет.
Цена выполняемых работ может состоять из двух частей: сметной - в виде известных расценок и переменной - выраженной текущим коэффициентом пересчета базисных цен. Такой способ определения цены позволяет производить расчет без каких-либо дополнительных согласований сторон при подрядном строительстве.
В методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории РФ - МДС 81-1.99 (утв. Постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. N 31) указано (п. 2.1.5), что для определения сметной стоимости строительства проектируемых зданий, сооружений составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства, сводок затрат и др. В методических указаниях приведены также формы этих документов.
При этом необходимо иметь в виду, что эти указания обязательны только для тех организаций, на капитальное строительство которых выделены средства из федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, целевых внебюджетных фондов, других средств, получаемых в качестве государственной поддержки.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств организаций и физических лиц, этот документ носит рекомендательный характер.
Локальные сметные расчеты составляются в случае, если объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании рабочей документации или если объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и являются сметными документами, на основе которых формируются договорные цены на объекты.
Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.
Проектно-сметная документация утверждается руководителем организации, осуществляющей строительство.

Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ

Кроме разрешения на строительство и лицензии на выполнение строительных работ необходимо получить также разрешение на выполнение строительно-монтажных работ.
В соответствии с п. 2 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР (утв. Приказом Минстроя России от 3 июня 1992 г. N 131) разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается заказчику на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве данного объекта. Разрешение выдается органами Госархстройнадзора России, а в городах и районах, где они отсутствуют, - органами архитектуры и градостроительства.
Разрешения на выполнение строительно-монтажных работ подразделяются на два вида: разрешение на выполнение всех строительных работ и разрешение на выполнение отдельных видов таких работ (подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов и т.п.).
При передаче права на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы организации-заказчика разрешение подлежит перерегистрации в инспекции Госархстройнадзора в трехнедельный срок.

Бухгалтерский учет строительных работ

При организации строительных работ работникам бухгалтерии в первую очередь нужно руководствоваться:
Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94), утвержденным Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. N 167;
Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 160.
Но поскольку эти нормативные акты были приняты давно, на сегодняшний день они во многом устарели и применяются в части, не противоречащей более поздним нормативным документам, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета.
Так, при формировании первоначальной стоимости основных средств необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н). Кроме того, необходимо также руководствоваться Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н и 33н), а для целей налогового учета - гл. 25 Налогового кодекса РФ.
При определении величины накладных расходов в строительстве необходимо руководствоваться методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004) (утв. Постановлением Госстроя России от 12 января 2004 г. N 6).
Особенности бухгалтерского учета в нестроительных организациях, осуществляющих строительство хозяйственным способом, обусловлены тем, что, с одной стороны, эти организации осуществляют капитальные вложения, а с другой стороны, себестоимость строительных работ формируется непосредственно в организации, осуществляющей инвестиции.
До 1 января 2002 г. при учете произведенных расходов следовало руководствоваться Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденными Минстроем России 4 декабря 1995 г. N БЕ-11-260/7 и доведенными письмом Минфина России от 15 января 1996 г. N 2. Однако с введением в действие с 1 января 2002 г. гл. 25 НК РФ для целей налогообложения прибыли указанные Типовые методические рекомендации утратили силу.
При осуществлении строительства хозяйственным способом необходимо вести раздельный учет затрат по разным видам деятельности, а именно по основному виду деятельности организации и по строительной деятельности, поскольку, как правило, структурные подразделения, специально созданные для осуществления строительства, не выделяются на отдельный баланс такой организации.
Формирование себестоимости строительных работ, осуществляемых хозяйственным способом, осуществляется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств", а не на счете 20 "Основное производство", как в специализированных подрядных организациях. На субсчете 08-3 учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство.
Согласно п. 8 ПБУ 2/94 в бухгалтерском учете застройщика отражаются фактически произведенные затраты, связанные с осуществлением работ хозяйственным способом, включая расходы по содержанию подразделений, занятых организацией строительства.
При осуществлении строительства хозяйственным способом специализированная техника, приобретенная или арендованная для производства таких работ, как правило, обслуживается силами вспомогательных производств организации. В бухгалтерском учете данные затраты отражаются следующей записью: Д-т 08-3 К-т 23.
Ежемесячно выполняемые строительные работы оформляются актом о приемке выполненных работ по форме N КС-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100. Указанный акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма КС-6а) и подписывается руководителем организации и исполнителем работ - руководителем структурного подразделения, ответственного за это строительство.
На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3). Такие справки составляются раздельно по работам, выполненным самой организацией, и по тем, которые выполнили подрядные организации. По строке "Итого" отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС. Отдельной строкой указывается сумма НДС.
Формы N КС-2 и N КС-3 не предназначены для списания материалов на строительство. Эти расходы подтверждаются такими первичными учетными документами, как накладные, акты на списание строительных материалов, табели учета использования рабочего времени строительных рабочих и расчета заработной платы, рапорты о работе строительных машин, путевые листы на работу автомобилей, акты и счета за использованные энергоресурсы и др.

Налоговый учет

С введением гл. 25 "Налог на прибыль организаций" налогооблагаемая прибыль должна считаться не по данным бухгалтерского учета, а по данным аналитических регистров налогового учета.
В статье 252 НК РФ установлено, что полученные налогоплательщиком доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов. Под расходами для целей налогового учета понимаются любые обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
С введением в действие гл. 25 НК РФ с 1 января 2002 г. отменены льготы по налогу на прибыль, предусмотренные ранее Законом о налоге на прибыль от 27 декабря 1991 г. N 2116-1. Это изменение коснулось также и нестроительных организаций, осуществляющих развитие собственной производственной базы за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, путем финансирования капитальных вложений.
С 1 января 2001 г. согласно подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ выполнение СМР для собственного потребления (хозяйственный способ) признается объектом обложения НДС.
Налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов организации на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ). Дата возникновения обязанности по уплате НДС по строительству хозяйственным способом определяется как день принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта (п. 10 ст. 167 НК РФ). Объект строительства принимается на учет по дате, указанной в форме ОС-1.
Суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для выполнения строительных работ, подлежат вычету у налогоплательщика также после принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта и после получения документов о государственной регистрации объекта недвижимости (п. 5, 6 ст. 172 НК РФ).
С 1 января 2004 г. обложение НДС производится по ставке 18%. Сумма начисленного налога отражается в налоговой декларации по НДС.

Окончание строительства

По окончании строительства организация определяет инвентарную стоимость объекта в размере фактических затрат по его возведению.
К законченному строительству относятся принятые в эксплуатацию объекты основных средств, приемка которых оформлена в установленном порядке.
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта и зачисления его в состав основных средств (включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение). Данный акт приемки является также основанием для окончательной оплаты всех выполненных работ по договору подряда.
Акт составляется и подписывается представителями исполнителя работ, руководителем организации, а также членами приемочной комиссии. В состав приемочной комиссии должны входить представители органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органов экологического надзора, органов государственного пожарного надзора, органов государственного архитектурно-строительного надзора, генерального проектировщика, представители других заинтересованных организаций.
Законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств на основании акта приемки-передачи основных средств (типовая форма N ОС-1).
К акту приемки законченного строительством объекта должна быть приложена следующая документация:
перечень организаций, участвующих в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ, фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за их выполнение, и данных о наличии соответствующих лицензий;
комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за строительство;
сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и изделий, применяемых при производстве строительно-монтажных работ;
акты об освидетельствовании скрытых работ и акты промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций и узлов (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций и т.п.);
акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования;
акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств, а также об испытаниях сварных соединений;
акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывопожаробезопасность и молниезащиту;
журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
Кроме того, при приемке объекта в наличии у заказчика должна быть следующая документация:
разрешение на производство строительно-монтажных работ;
утвержденный проект;
документы об отводе земельных участков;
документы на специальное водопользование;
документы о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытаний грунта и анализах грунтовых вод, данные о результатах микросейсморайонирования и экологических изысканиях;
паспорта на установленное оборудование;
заключения органов государственного надзора о соответствии завершенного строительством объекта законодательству, действующим стандартам, нормам и правилам.
Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 9.5) установлено, что нарушение правил приемки и ввода объектов недвижимости в эксплуатацию, в том числе использование производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.

Незавершенное строительство

В соответствии с п. 3.1.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций до окончания работ по строительству объектов затраты по их возведению, учтенные на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", составляют незавершенное строительство.
Незавершенным строительством являются все объекты, находящиеся в процессе строительства. Наличие незавершенного строительства обусловлено продолжительным характером строительных работ.
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации" утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
------------------------------------------------------------------
В соответствии с п. 21 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н) в бухгалтерском балансе по статье "Незавершенное строительство" (строка 130) показываются не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на СМР. По указанной статье отражается также стоимость объектов капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации до их ввода в постоянную эксплуатацию, а также стоимость объектов недвижимости, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их государственную регистрацию.
Объект незавершенного строительства является недвижимым имуществом. В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Однако государственной регистрации подлежат не только законченные строительством объекты недвижимости. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено (ст. 25), что в случае необходимости совершения сделок (например, купли-продажи) с объектом незавершенного строительства право на данный объект недвижимого имущества также подлежит государственной регистрации.
Пунктом 8 ст. 258 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ предусмотрено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

"Право и экономика", 2004, N 10


Задать вопрос юристу
Более подробную информацию о юридических услугах нашей компании Вы можете получить по телефонам:
  • В г.Тюмени+7(3452) 61-97-90
  • В г.Москве +7(495) 258-07-91
  • В г.Ханты-Мансийске: +7(3467) 900-007
Вы можете задать вопрос непосредственно генеральному директору Юридической фирмы «Правовые консультанты» по email: info@arbitr-hmao.ru

Вы также можете воспользоваться этой формой отправки вопросов, чтобы узнать о стоимости и порядке оказания юридических услуг. Предварительное консультирование проводится бесплатно

Наши клиенты:

Муниципальное Дорожно-эксплуатационное предприятие муниципального образования город Ханты-Мансийск
ООО «Эрди Тулз»
ООО «Райд-сервис»
ЗАО "Вега"
ООО "СМФ Теплострой"
ООО "ЛПХ Топаз"
ОАО «Ханты-Мансийская аптека»
АУ «Технопарк высоких технологий»
ОАО «Ханты-Мансийскгаз»
ООО «Юветрейд»
ООО «Югра-Агро»
ООО «Юганскнефтегазстрой»
ООО «Системы безопасности иэкпертиза проектов».
ООО «Олви медикал»
ИП Архипов С.Л.
ООО «Альфа строй»
ООО «СК Лидер»
ООО «Борец»
ООО «Техтрансгарант»
ООО «ЮграСтроСервис»
ООО «ЮГРА 2012»
АУ «Духовой оркестр Югры»
ИП Тупиков М.А.
ИП Ананьев А.Е.
Администрация М.О. Город Покачи
ООО «Интегра»