+7(3452) 61-97-90
г.Тюмень:
+7(3467) 900-007
г.Ханты-Мансийск:
+7(495) 258-07-91
г.Москва:
.
recall

ОБ АКТАХ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

О.Г. ЕРШОВ

Ершов О.Г., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России.

Существенное реформирование законодательства о строительстве вызывает необходимость научного осмысления и практической оценки проблем правового регулирования складывающихся отношений в специальной литературе.

Строительство - отрасль производства, связанная с созданием новых и модернизацией имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Конечным продуктом строительной деятельности являются объекты недвижимости в виде зданий или сооружений. Нормальная эксплуатация этих объектов возможна только тогда, когда обеспечивается их качество при строительстве. Параметры качества на сегодняшний день устанавливаются системой актов технического нормирования в виде строительных норм и правил, ГОСТ и технических условий.
При осуществлении строительства соблюдение требований, содержащихся в актах технического нормирования, является обязательным, поскольку они определяют основные параметры безопасности и надежности возводимых зданий и сооружений. По содержанию эти документы наполнены техническими нормами, которые в ряде случаев указывают на основные права и обязанности участников строительства.
Например, СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" содержали требования об обязательной разработке проектов организации строительства и проектов производства работ, вводившие обязанности для участников строительства, связанные с представлением этой части технической документации. СНиП 12-01-2004 "Организация строительного производства" было предусмотрено, что прекращение работ на период более шести месяцев влекло консервацию строительства с обязательным извещением об этом органов местного самоуправления и органов государственного надзора.
--------------------------------
Постановление Госстроя СССР от 2 сентября 1985 г. N 140. М.: Госстрой, 1985.
Постановление Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70. М.: Госстрой, 2004.

Таким образом, регулирование отношений в строительстве осуществляется актами технического нормирования, не содержащими правовых норм. Процесс регулирования отношений основан на применении не норм права, а норм технических.
В настоящее время указанные строительные нормы и правила не применяются, что обусловлено существенным реформированием законодательства о строительстве. Если ранее строительные нормы и правила были частью этого законодательства , то в условиях рыночных отношений подобное суждение вызывает сомнение. Необходимо выяснить, можно ли осуществлять правовое регулирование отношений в строительстве с помощью технических норм. Исследование в данном направлении предполагает также анализ проблемы соотношения технических норм с нормами права.
--------------------------------
См.: Правовое регулирование капитального строительства в СССР / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юридическая литература, 1972. С. 12.

Применение технических норм в строительстве обусловлено требованием безопасности к зданиям и сооружениям, а также обеспечением охраны окружающей среды. Вместе с тем относительно природы технических норм и их предназначения в юридической литературе высказывались различные мнения.
Так, О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский отмечали: технические нормы не являются социальными и не имеют никакого юридического значения, так как определяют порядок обращения людей с орудиями и предметами труда, иными объектами материального мира и силами природы .
--------------------------------
См.: Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 124 - 127.

П.Т. Полежай и В.С. Шелестов, напротив, полагают, что по своей природе технические нормы - социальные и представляют собой совокупность правил поведения, регулирующих как порядок обращения людей с техникой производства, предметами и силами природы, так и их поведение по отношению друг к другу .
--------------------------------
См.: Полежай П.Т., Шелестов В.С. О соотношении юридических и технических норм в социалистическом обществе // Советское государство и право. 1960. N 10. С. 14.

Следовательно, предметом научного спора в данной ситуации выступает положение о том, считать ли техническую норму нормой социальной, т.е. правилом, с помощью которого можно воздействовать на поведение людей. В противном случае остается согласиться с мнением А.И. Денисова: только социальные нормы способны регулировать общественные отношения, технические же нормы относятся лишь к области техники и являются предметом различного рода технических наук .
--------------------------------
См.: Денисов А.И. Теория государства и права. М.: Юриздат, 1948. С. 398.

Сравним техническую норму с нормой права, поскольку последняя всегда является социальной. Норма права представляет собой установленное и обязательное для всех субъектов, а также санкционированное государством правило поведения, нарушение которого влечет наступление юридической ответственности. Следовательно, правовую норму как норму социальную отличает то, что:
- она распространяется на неограниченный круг лиц;
- она представляет собой правило поведения этих лиц в отношениях между собой;
- с помощью нормы осуществляется регулирование отношений;
- это правило поведения установлено государством и при нарушении правила существует возможность применения юридических санкций.
Техническая норма также является правилом поведения, но имеет сложную природу. С одной стороны, она устанавливает порядок обращения с техникой, для того чтобы достичь целей, ради которых эта техника используется; с другой - в процессе обращения с техникой обеспечивается воздействие на поведение человека. Например, строительные нормы и правила не только устанавливали порядок проведения работ по консервации строительства, но и закрепляли обязанность за отдельными субъектами строительного процесса. Эта обязанность фактически представляла собой меру должного поведения в складывающихся отношениях. В связи с этим технические нормы должны признаваться нормами социальными, поскольку обладают свойством влиять на поведение субъектов, и через обязательные предписания способны оказывать влияние на регулирование общественных отношений.
Необходимо также обратить внимание на следующее: установленное технической нормой правило поведения распространяется на неограниченный круг участников строительства, что, несомненно, указывает на ее социальную природу.
Вместе с тем отличие технических норм от норм права усматривается в последствиях нарушения. Нарушение технических норм само по себе не приводит к наступлению юридической ответственности. Юридическая ответственность возникает только тогда, когда нарушены нормы права. Этот аргумент не позволяет выделить в технической норме свойство регулирования отношений, поскольку механизм регулирования всегда связан с возможностью государственного принуждения. Способность регулировать общественные отношения техническая норма приобретает только с приданием ей правовой формы.
Придание техническим нормам юридической силы возможно, когда техническая норма либо закрепляется в диспозиции нормы права, либо норма права отсылает к технической норме, как, например, в случае, когда подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от обязательных требований строительных норм и правил (п. 1 ст. 754 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, анализ природы технических норм, их соотношение с нормами права позволяет для дальнейшего исследования сформулировать следующие выводы. Строительные нормы и правила как акты технического нормирования содержат технические нормы, представляющие собой правила обращения людей с техникой, но через которые обеспечивается воздействие на поведение субъектов строительного процесса. Эти нормы, являясь нормами социальными, не способны регулировать отношения в строительстве до момента, пока им не будет придана правовая форма. Значит, строительные нормы и правила сами по себе не являются частью законодательства о строительстве, поскольку последнее представляет собой совокупность нормативных актов, содержание которых образуют нормы права.
В связи с этим нельзя согласиться с мнением Н.И. Коваленко о том, что в составе законодательства о капитальном строительстве четко выделяются две его части: строительное законодательство как совокупность нормативно-правовых актов и система строительных норм, правил и стандартов .
--------------------------------
См.: Коваленко Н.И. Акты технического нормирования в законодательстве о капитальном строительстве // Вестник Московского университета. Серия 11 "Право". 1994. N 2. С. 18.

Придание техническим нормам юридической формы связано с введением в действие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" . А.В. Калмыкова в связи с этим отмечает: систему нормативного обеспечения сферы технического регулирования должны составить принимаемые в форме федерального закона технические регламенты .
--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140; 2005. N 19. Ст. 1752.
См.: Калмыкова А.В. О разработке проектов федеральных законов о технических регламентах // Журнал российского права. 2006. N 1. С. 53.

Автор обоснованно затрагивает проблему юридической техники, поскольку необходимо перенести технические нормы в текст федерального закона так, чтобы, с одной стороны, были закреплены правила, регламентирующие процессы производства, принципы построения и действия различного рода механизмов, с другой - норма могла бы регулировать складывающиеся отношения.
Но это не единственная проблема. Технические регламенты должны заменить строительные нормы и правила, для чего установлен семилетний срок. Однако объем подлежащих переработке норм не вписывается в указанные сроки. Система строительных норм и правил есть результат многолетнего труда ученых, она разрабатывалась десятилетиями.
Возникает ситуация, при которой строительные нормы и правила, устанавливающие минимальные требования к качеству построенных объектов недвижимости, практически не действуют либо носят рекомендательный характер. В то же время строительные регламенты еще не разработаны. С другой стороны, Е.В. Бунакова отмечает: "Если рассмотреть процессы строительства на территории Московской области, то лишь немногие объекты строительства в полном объеме отвечают требованиям СНиП. Однако следует учитывать, что в Московской области создана достаточно сильная нормативная база по строительству объектов недвижимости" .
--------------------------------
См.: Бунакова Е.В. К вопросу о правовой реформе строительства // Правовые вопросы строительства. 2005. N 2. С. 11.

Помимо процедурных вопросов, связанных с разработкой технических регламентов, могут возникнуть и более сложные проблемы содержательного характера. Так, анализ статьи 7 и ряда других норм Закона о техническом регулировании позволяет сделать вывод: технические регламенты должны устанавливаться в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при проведении работ и эксплуатации зданий и сооружений. Таким образом, если строительными конструкциями на этапе монтажа и эксплуатации не причиняется вред, то требования безопасности обеспечены. Вместе с тем создаваемые по такому принципу технические регламенты не учитывают параметры надежности зданий и их нормальной эксплуатации.
При проектировании, перевозке, монтаже конструкций должны соблюдаться два основных технических параметра - прочность и жесткость, а для железобетонных конструкций еще и сопротивляемость образованию трещин.
Прочность - это состояние конструкции, при котором она способна сопротивляться внешним нагрузкам без допущения разрушения. Жесткость - состояние конструкции, при котором она способна удовлетворять нормальным условиям эксплуатации (прогибы, углы поворота, деформации и т.д. не должны превышать предельно допустимые значения). Сопротивляемость образованию трещин - состояние конструкции, при котором в ней образуются под воздействием деформаций трещины, не превышающие предельно допустимые параметры.
В связи с этим требования безопасности зданий и сооружений уже обеспечиваются при соблюдении параметров прочности. Строительная конструкция может иметь большие прогибы и трещины, но не разрушаться, т.е. способна нести заданную нагрузку. Однако нормальная эксплуатация здания или сооружения уже становится невозможной, поскольку не обеспечиваются параметры жесткости и сопротивляемости образованию трещин. К сожалению, существующие на сегодняшний день требования Закона о техническом регулировании это не учитывают. Предельно допустимые значения прочности, жесткости и сопротивляемости образования трещин устанавливаются соответствующими строительными нормами и правилами, которые в связи с разработкой технических регламентов во многом стали носить рекомендательный характер.
Итак, мы приходим к выводу: правовое регулирование отношений в строительстве в настоящее время не может обеспечиваться ни строительными нормами и правилами, ни техническими регламентами. Есть основания полагать, что и процесс разработки технических регламентов не принесет ожидаемых результатов из-за отсутствия возможностей юридической техники. Закрепление в диспозиции нормы права правила обращения человека с орудиями труда, объектами материального мира и силами природы изначально ставит под сомнение природу образованной нормы. Изначально такая норма направлена не на регулирование отношений между отдельными участниками строительства, что превращает ее в норму техническую.
Наиболее верное решение проблемы правового регулирования отношений в строительстве с применением актов технического нормирования может быть получено, если изменить существующий порядок закрепления технических норм. Технические нормы нельзя заменять правовыми. Несмотря на то что и те и другие способны оказывать влияние на поведение хозяйствующих субъектов, у них разные цели. Если нормы правовые оказывают влияние на поведение участника отношений непосредственно, то влияние технических норм происходит опосредованно. Эффект воздействия достигается за счет реализации функции технической нормы - оптимизировать процесс обращения человека с орудиями производства и объектами производственной деятельности. В связи с этим технические нормы и не должны быть закреплены в нормативных актах, что ставит под сомнение концепцию существования Федерального закона "О техническом регулировании".
Таким образом, придание техническим нормам юридической силы возможно тогда, когда норма права к ним отсылает, а это указывает на необходимость сохранения пока существующей, но стремительно разрушающейся системы актов технического нормирования в строительстве. Видимо, дальнейшее развитие законодательства о строительстве целесообразно связывать не только с разработкой правовых норм, регламентирующих отношения хозяйствующих субъектов, но и с реформированием, а также совершенствованием системы норм технических, которая должна существовать параллельно с правовыми нормами, но не заменять их.
Анализ актов технического нормирования и отдельных элементов механизма правового регулирования отношений в строительстве позволяет сделать вывод о назревшей необходимости пересмотра существующего порядка реформирования законодательства в этой области. Представляется, что высказанные некоторые суждения по заявленной проблематике не останутся без внимания и станут поводом для глубоких научных исследований в этом направлении.

"Законодательство и экономика", 2007, N 10


Задать вопрос юристу
Более подробную информацию о юридических услугах нашей компании Вы можете получить по телефонам:
  • В г.Тюмени+7(3452) 61-97-90
  • В г.Москве +7(495) 258-07-91
  • В г.Ханты-Мансийске: +7(3467) 900-007
Вы можете задать вопрос непосредственно генеральному директору Юридической фирмы «Правовые консультанты» по email: info@arbitr-hmao.ru

Вы также можете воспользоваться этой формой отправки вопросов, чтобы узнать о стоимости и порядке оказания юридических услуг. Предварительное консультирование проводится бесплатно

Наши клиенты:

Муниципальное Дорожно-эксплуатационное предприятие муниципального образования город Ханты-Мансийск
ООО «Эрди Тулз»
ООО «Райд-сервис»
ЗАО "Вега"
ООО "СМФ Теплострой"
ООО "ЛПХ Топаз"
ОАО «Ханты-Мансийская аптека»
АУ «Технопарк высоких технологий»
ОАО «Ханты-Мансийскгаз»
ООО «Юветрейд»
ООО «Югра-Агро»
ООО «Юганскнефтегазстрой»
ООО «Системы безопасности иэкпертиза проектов».
ООО «Олви медикал»
ИП Архипов С.Л.
ООО «Альфа строй»
ООО «СК Лидер»
ООО «Борец»
ООО «Техтрансгарант»
ООО «ЮграСтроСервис»
ООО «ЮГРА 2012»
АУ «Духовой оркестр Югры»
ИП Тупиков М.А.
ИП Ананьев А.Е.
Администрация М.О. Город Покачи
ООО «Интегра»